Концепции истории развития науки

Поэтому выбор языка для описания, наблюдений завис от прогматического предпочтения. Широкое распространение получили также взгляды французских историков, составлявших школу Анналов. Куна над проблемами эволюции научного знания стал отмеченный им любопытный факт. Поэтому выбор принципов, которые составят будущую успешную парадигму, осуществляется учеными не столько на основании логики или под давлением эмпирических фактов, сколько результате внезапного озарения, просветления, иррационального акта веры то, что мир устроен именно так, а не иначе. И только потом была начата работа над моделью, учитывающей межпланетные силы и возмущения орбит. Программа считается прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост когда она с некоторым успехом может предсказывать новые факты … программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от эмпирического роста когда она дает только запоздалые объяснения либо случайных открытий, либо фактов, предвосхищаемых и открываемых конкурирующей программой. Мы с вами говорим о таком понятии, как концепция исторического развития. Далее люди научились делать дротики и копья, изобрели лук со стрелами. После Великой французской революции человечество заговорило не только о равенстве людей, но и о роли каждого истории мира. Творческий поиск находится на начальном этапе, и не привёл к появлению новых концепций развития истории России.

Киевской Руси существовали элементы строя первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального, причем последние, очевидно, преобладали. Согласно исторической традиции это событие датируется 988 годом и связано с именем князя Владимира Святославовича. Принятие христианства сделало Русь полноправным членом мирового сообщества христианских государств, включило её систему политических культурных связей. Его давление заставляло ускорять развитие, форсировать процессы модернизации, догонять ушедшие вперед страны догоняющая модель. Преобразования проводились сверху, чтобы компенсировать недостатки естественного развития снизу. Тойнби включал резкое изменение природноклиматических условий, нападение иноземцев, разложение предшествующих цивилизаций. Появляется стремление не только к победе своего этнического коллектива, но и к утверждению себя как личности отсюда распад империй, междоусобные войны. Вклад этих ученых трудно переоценить впервые оборот была введена группа источников, по масштабам превосходящих хроники европейских стран впервые Европа узнала о существовании на своих восточных границах огромной страны с богатейшей историей.

Покровский был революционером, посвятившим свою жизнь борьбе с самодержавием. Антропология особенно важна при воссоздании истории возникновения и расселения народов. В период нормальной науки учёные работают соответствии с парадигмой. И этот процесс завершается только тогда, когда парадигмальная теория приспосабливается к новым обстоятельствам таким образом, что аномалии сами становятся ожидаемыми. Какие есть таксоны науки? Цитирование бывает 3х видов полное кавычках и с постраничной сноской неполное смесь цитирования и своей интерпретации изложение пересказ идей автора своими словами. Махизм эмпириокритицизм считается вторым этапом эволюции позитивизма. Философская доктрина, согласно которой фальсифицируемость теории является необходимым условием ее научности, носит название фальсификационизм. Второй этап – индустриальное общество цивилизация, вызванное промышленной революцией XVIIIXIX. Третий этап – информационная цивилизация, вызванная информационно компьютерной революцией. Однако скучно просто анализировать ту или иную методологическую концепцию.

Этот раздел значительной мере воспроизводит содержание моей книги Никифоров. Другим видным представителем второго позитивизма был Рихард Авенариус, профессор Цюрихского университета, также сочетавший занятия философией с разработкой конкретных наук – биологии и психологии. Как направление философии науки, третий позитивизм логический позитивизм, Венский кружок или неопозитивизм возник из дискуссий группы интересующихся философией учёныхспециалистов математиков, физиков, социологов, которые 20х – 30х годах регулярно собирались Венском университете. Поэтому без изучения и познания цивилизаций мы не сможем должным образом понять характер и причины изменений обществе. Разрушение Космоса означает, согласно Койре, разрушение идеи мира, имеющего завершенную структуру, иерархически упорядоченного и качественно дифференцированного онтологическом смысле этого слова. Койре не только решительно не согласен с подобным мнением, но доказывает, что данный эксперимент является вымыслом, историческим мифом. Что же касается движения тела воздушной среде, то здесь дело обстоит совсем иначе. Согласно Койре, создание точных инструментов было вызвано первую очередь внутренними потребностями науки, а не запросами практики. Постепенное распространение и усовершенствование техники, считает он, не только изменяли социальные условия и образ мышления людей, но и ставили новые проблемы перед наукой. Анализ этих машин обнаруживает приблизительный, неточный характер их структуры, их функционирования.

Алхимия течение своего тысячелетнего существования накопила огромную массу наблюдений и выполнила тысячи экспериментов. Напротив, научная цель употребления оптических средств – это достижение того, что не является очевидным, того, что лежит по ту сторону видимого мира. Имманентная концепция развития науки имеет свое гносеологическое основание том, что научное знание развивается согласно своим специфическим законам. Аналогично на рисунке, где изображены два профиля, если сосредоточить внимание на промежутке между ними, можно увидеть вазу. Принцип несоизмеримости, утверждающий, что невозможно сравне­ние теорий, рассматривается самом радикальном варианте как не­возможность требовать от теории, чтобы она удовлетворяла ранее принятым методологическим стандартам. Он правильно пишет, что великие открытия науки оказались возможными лишь потому, что на­ходились мыслители, которые разрывали путы сложившихся методо­логических правил и стандартов, непроизвольно нарушали. В дальнейшем мы рассмотрим эту проблему более детально, а пока зафиксируем, что отказ великих уче­ных, например Эйнштейна и Бора, от некоторых методологических регулятивов классической физики сопровождался формированием и последующим укоренением неклассического типа рациональности с новыми идеалами и нормами исследования.

Они заставляют по разному видеть предмет исследования, заставляют говорить ученых, принявших ту или иную парадигму, на разных языках об одних и тех же явлениях, определяют разные методы и образцы решения задач. В эпохи научных революций, когда меняется стратегия исследований, происходит ломка традиций. Даже после уточнения Куном структуры парадигмы многие проблемы анализа оснований науки остались непроясненными. Наука ориентирована на предметное объективное исследование действительности. Геометрия Евклида, механика Ньютона, экономика Смита были явными претендентами на титул непогрешимого знания. А пока отметим, что и Фейерабенд, и Кун совмещали тезис о несоизмеримости теорий с признанием факта изменчивости знания. Отношение между научной парадигмой и научным сообществом стоит том, что “парадигма” – это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму… Парадигмы являют собой нечто такое, что принимается членами таких групп” Кун То есть эти два центральных понятия, строго говоря, определяются друг через друга 1. Процессу кумулятивного развития через накопления, характерному для нормальной науки, Кун противопоставляет “научные революции” или аномальные фазы развития науки, суть которых состоит смене лидирующей парадигмы. Что же, с точки зрения Куна, представляют собой некоторые, наиболее важные компоненты этой дисциплинарной матрицы.

Наиболее бурные споры вызвал предложенный им способ выбора революционных альтернатив Лакатос, относили предлагаемые им основания для выбора теорий к иррациональным, поскольку центр тяжести этого выбора переносился с содержания теорий на психологию сообщества. В отличие от Поппера, считавшего, что ученые постоянно думают о том, как бы опровергнуть существующие и признанные теории, и с этой целью стремятся к поста­новке опровергающих экспериментов. Разрабатываются новые математические и инструменталь­ные средства, расширяющие сферу ее применимости. Вскоре пришлось ввести допущение о том, что эпициклов может быть несколь­ко, что у каждой планеты своя система эпициклов. Все это Кун выражает одной фразой парадигма создает мир, котором живет и работает ученый. Накопление знания, совершенствование методов и инструментов, расширение сферы практических приложений все то, что можно назвать прогрессом, совершается только период нормальной науки. В значительной мере под влиянием книги Куна философы науки чаще стали обращаться к истории научных идей, стремясь обрести ней твердую почву для своих методологических построений. В древности был популярен взгляд, что история развивается по замкнутому кругу рождение, расцвет, упадок, гибель. Объяснительность – лишь свойство описания объяснение – не что иное, как описание же, но особое, особой уплотненности, особой проникновенной сосредоточенности, описание любовно вдумчивое.

Князев установил, что развитие философии и методологии науки осуществляется рамках разных мировых традиций теоретизирования. Ленина впервые переиздана 1920 году, период с 1917 по 1969 годы она была переведена более чем на 20 иностранных языков. Наконец, пятая задача историконаучного исследования какойлибо научной революции заключается анализе истории дальнейшего развития идей, положений и учений, использования результатов опытов и экспериментов, которые составляли революционное содержание данного качественного скачка науке. Утверждение о том, что интеллектуалы выполняют функцию создания или конструирования идеологических нарративов, является современной философской модой самих интеллектуалов. На самом же деле течение долгого времени революционная модель реконструкции исторического процесса духовной жизни использовалась прежде всего отношении истории формирования и развития марксизма отношении революционной общественной мысли и тех социальных наук, которые развивались контексте данного направления. Moskovskaja filosofskomatematicheskaja shkola Moscow school of philosophymathematics. Физическая несовместимость или противоречие также возникает при развитии технических систем.

В результате найдено объяснение стабильности атома электроны вращаются по стационарным квантованным орбитам переход с одной на другую сопровождается излучением. Какова цель этого развития. Например, закон Архимеда на любое тело, погружённое жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной жидкости. Безусловно, что это вызвано существующей технологией добывания знаний, основанной на методе проб и ошибок. Существующая дифференциация наук привела её не только к сверхузкой специализации, когда специалисты из смежных областей не понимают друг друга, но и к такому состоянию, когда учёный, описывая какоелибо явление, пытается видеть только часть его, выдавая её, путём дополнительных научных подпорок, за цельную истину. Законы развития техники отражают наиболее общие внутренне необходимые связи, присущие развитию любых технических систем. Поэтому, при выявлении закономерностей развития технических систем, следует исходить из общих законов. Современный, постпозитивистский этап развитии философии науки связан, как было показано предыдущем параграфе, с обращением к исторической динамике научного знания и резко возросшим интересом к социокультурным детерминантам познания.

В данной теории он утверждает также существование эпистемологии без познающего субъекта знание объективном смысле… есть знание без познающего субъекта. И если творчестве Поппера этот момент только намечается, то концепции последующего философа науки. Майкл Полани 18911976 – английский ученый и философ, один из представителей исторического направления философии науки. Кун предложил отказаться от ранее господствовавшего неопозитивизме и отчасти критическом рационализме Поппера образа науки как системы готовых знаний, оформленной по логико методологическим стандартам и заменить его образом науки как деятельности научных сообществ. Период господства научной парадигмы определенном научном сообществе он называет периодом нормальной науки. Элементы истории можно найти глубокой древности у всех народов мира, песнях и легендах.

Идея прогрессивного общественного развития рассматривается как неизбежность, как закон. Материалистическая или формационная теория основывается на том, что все народы своём историческом развитии проходят одни и те же стадии развития. Способ производства включает себя производительные силы орудия труда, средства труда и люди как работники и производственные отношения отношения, возникающие между людьми процессе производства и выражающиеся собственности на средства производства Производительные силы – это динамичный, постоянно развивающийся элемент способа производства, а производственные отношения статичны возникнув, они на протяжении существования формации не изменяются. Поэтому рано или поздно две составные части базиса приходят неразрешимое противоречие, а производственные отношения становятся тормозом развития общества. Когда выбор сделан сторону западноевропейский образа жизни, обеспечения прав и свобод человека, то для либералов это и есть прогресс. Кун причислял, например, аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику и так далее. Маркс, исходя из принципа материалистического понимания истории, разработал вариант периодизации, положив ее основу способ производства или формационную концепцию. Его история предстает как процесс, созданный людьми, их речью, обычаями и законами. Все народы, по представлению Маркса, должны пройти пять общественноэкономических формаций.

Тойнби и О Шпенглер ут­верждали, что цикл развития цивилизации от зарождения до упадка составляет примерно 1 тысячу. Возможны три основные модели научной деятельности – эмпиризм, теоретизм. Современная наука продолжает выражать ментальную структуру, сформировавшуюся Новое время. В современной науке принято разли чать по меньшей мере три класса наук – естественные, технические и социальногуманитарные. Диахронный аспект – на передачу наличной суммы информации, суммы знаний и обстоятельств от поколения к поколению. Эмпириокритицизм очищает понимание опыта от понятий материи субстанции, необходимости, причинности. По законам логики атомарных высказываний мы конструируем молекулярные высказывания, но не существует молекулярных фактов. Если ученый отстаивает лишь то, что было известно науке уже вчера, то, значит, он забыл о новаторском, творческом характере науки, для которой не должно быть запрещенных тем или явлений. В первоначальный период Нового времени еще сосуществовали две разные ментальные структуры одна – идущая из глубины веков, и другая – только зарождающаяся, определяющая свои ос нования. Признаком принадлежности к научному сообществу является научная деятельность.

Научное познание гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных языке — естественном или — что более характерно — искусственном математическая символика, химические формулы. Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных спецификой их предметов. Гипотеза – форма теоретического знания, структурный элемент научной теории, содержащий предположение, сформулированное на основе фактов, истинное значение которого неопреде ленно и нуждается доказательстве. Включенность науки систему культуры прежде всего предполагает ее философское обоснование, фундаментом которого являются философские категории и идеи. С точки зрения цивилизационного подхода можно констатировать что традиционном обществе наука не востребована. Итак, социокультурные установки оказывают воздействие на науку они могут либо способствовать ее развитию, либо препятствовать. Однако ходе развития науки индуктивная логика была заменена вероятностной логикой. Проблема интернализма и экстернализма понимании механизмов научной деятельности. В последние десятилетия философы, социологи, науковеды все активнее обсуждают проблему рациональности философии науки она стала одной из самых актуальных.

Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления 1 единство и борьба противоположностей 2 переход количественных изменений качественные 3 отрицание отрицания процесс, котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей. Понятие универсальности используют двух смысловых значениях относительном и абсолютном. Постепенно выявляется новый тип деятельности, новый тип экспериментов, новый тип организации научного поиска, при котором ученый обязан дать обоснование социальной значимости, непротиворечивости приложений науки к жизненным ценностям человека, определенные гарантии от антигуманности плодов поиска. Сегодня осмысление техники, ее связей с наукой и культурой, взаимоотношений с человеком составляют важный узел современной философской проблематики. На первый план проблема ценностей вышла 6080е годы XIX века под названием теория ценностей или аксиология как философское учение о природе ценностей, их месте реальности и о структуре ценностного мира о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Этот вопрос о самобытности России большое значение приобрел для философов эмигрантов после революции Бердяев.

Человек сформировался рамках биосферы особой системы, возникшей ходе космической эволюции. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чужыми его природе. Решение этих глобальных кризисов предполагает коренную трансформацию стратегий человеческой жизнедеятельности. В своем издании Андроник вслед за группой сочинений, относящихся к физике, поместил группу трактатов под названием То, что следует за физикой. Главные философские сочинения Декарта – Рассуждение о методе 1637, Метафизические размышления 1641 и Начала философии. Он, как и все, должен устоять критическом испытании, и тогда он выступит опорой познания. Необходимо их соединение, так как рассудок не почерпает свои законы из природы, а предписывает их. В этой деятельности он опирается на 12 априорных категорий, критерий группировки которых Кант позаимствовал у Аристотеля.

Циолковского, чье философское наследие во многом перекликается с федоровскими идеями. Такой подход к судьбе человека космизме характерен только для Циолковского и является очевидной альтернативой активноэволюционного подхода. В соответствии с идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции. Лакатос попытался реабилитировать коммулятивизм накопительную модель науке. Современный уровень научного исторического знания – результат длительного процесса познания и осмысления прошлого. Каждое новое поколение прикладывает свое к наследству отцов, писал. Советские историографы сохранили и развили традиции определении предмета, задач истории исторической науки, соглашались со многими оценками деятельности ученых. Практически единственным учебником по советской историографии являлся учебник под редакцией.

Для характеристики особенностей отечественной исторической науки, том числе и при изучении традиций исследования российской историографии, большое значение имеют исследования и учебные пособия, характеризующие отечественный опыт изучения историографии смежных исторических дисциплин История советской медиевистики О, Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки под редакцией ёИ и конечно современные учебники историографии по тем или иным периодам всеобщей истории современные. Знание истории своей науки повышает профессионализм ученогоисторика, обогащает его эрудицию, повышает общий культурный уровень. Историки насчитывали пять формаций первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и комм теистическая последняя формация называлась высшим этапом развития, предполагалось, что ее складывание лишь начинается. Тот же феодализм принимал Азии весьма специфические отличные от Европы, формы. Они, прежде всего, нуждаются расположении их по степени значи­мости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассматри­вать события как звенья определенной цепи, тянущейся из прош­лого к настоящему. Некоторые древ­ние обычаи и традиции сохранились и у вполне цивилизованных народов, что также является объектом изучения этнографов.

По мере развития человечества увеличивается количество ис­торических источников. Ответ на этот вопрос дают разные науки, например биология. Вме­сте с человеком отряд приматов входят современные и вымер­шие обезьяны. Но необходимо помнить, что полной изоляции ни один совре­менный народ не находился, и говорить о тождестве даже самых отсталых народностей и первобытных племен нельзя. Однако рост у него был среднем меньше, а сам он значительно массивнее, чем современный человек. Интерес к феномену науки и законам её развития столь же стар, как и сама наука. Первая модель соответствует процессу накопления знаний, когда предшествующее состояние науки подготавливает последующее идеи, не соответствующие основным представлениям, считаются ошибочными. Оно обозначало некоторую систему фундаментальных знаний и образцов деятельности, получивших признание научного общества и целенаправляющих исследования. Цель нормального развития науки – увязать новые факты и их объяснение с парадигмой.

Однако я не могу усмотреть их чередовании никакого последовательного направления развитии учения о бытии. Она является результирующей сочетания как внешних факторов общественные потребности, так и внутренних собственные проблемы самой науки. Поэтому целью этого реферата и является рассмотрение концепций, которые помогают рассматривать процесс познания не как абстракцию, а с точки зрения научного мышления. Оригинальные опыты создателей парадигмы очищенном от случайностей и усовершенствованном виде затем входят учебники, по которым будущие ученью осваивают свою науку. После рассмотрения аномалий о них стараются забыть, надеясь на их превращение подкрепляющие программу примеры. Авторитет крупных ученых давит на их последователей с той же слепой и безжалостной силой, что и авторитет создателей и жрецов мифа на верующих. Вместе с тем рамках принятой парадигмы ученые сталкиваются с рядом аномальных. Куновская интерпретация научного прогресса вызвала всплеск критических публикаций, и его последующие работы были связаны с уточнением исходных положений, сформулированных Структуре научных революций.

Поскольку воспитанные люди не могут сказать, что отвергают идею или образ жизни изза того, что те им не по нраву это было бы постыдно, то они ищут объективные причины и стремятся дискредитировать отвергаемый предмет. Всякая теория, возникнув, уже заведомо обременена этой предположительностью и неистинностью. Попперу это принципиальная опровержимость любого утверждения, относящегося к науке. Поппер, именно эта предпочтенная по рациональным основаниям теория и будет истинной. Теперь уже для нее характерны имманентная критичность, свободное обсуждение альтернатив, учет объективных достоинств и недостатков различных точек зрения. Куна заключается повышенном интересе к психологическим мотивам научной деятельности. Кун сомневается возможности ее существования, например, социологии. Она представляет собой особенный тип задач, как бы предсказанных и регламентированных парадигмой. Тот, кто принимает парадигму на ранней стадии, должен верить, что новая парадигма достигнет успеха решении большого круга проблем, зная, что старая парадигма потерпела неудачу при решении некоторых из.

Подчеркивая эмоциональноволевой характер принятия решения, он указывает, что этот процесс вполне рациональное предприятие. Исторический подход, учитывающий специфику различных культурных, экономических и социальных контекстов. Тулмин подчеркивает, что если к открытию новой истины может привести инициатива отдельных ученых, то развитие новых идей — дело научного сообщества. В Древнем Китае, например, где было накоплено много данных астрономических наблюдений и имелась достаточно продвинутая по тем временам техника, принципе не могла появиться фигура китайского Галилея, а астрофизика не могла возникнуть как самостоятельная дисциплина. Преимущества того или иного интеллектуального варианта только очень редких случаях поддаются простой оценке, поскольку процессе решения специальных проблем появляются побочные теоретические воздействия, зачастую оказывающие решающее влияние на мнение научного сообщества пользу или против данного нововведения. Основные концепции исторического процесса, эволюция представлений об истории.

Линейность проявляется том, что история изучается по восходящей линии, когда последующие эпохи и события рассматриваются как развитие и увеличение предыдущих. Даже самые великие мыслители и изобретатели были ограничены Zeitgeist, то есть духом времени. Но как бы то ни было, именно Вундт, как провозвестник духа того времени, объединил различные философские и научные направления мысли. Как правило, представители одной школы разделяют теоретическую или систематическую платформу и работают над близкими проблемами. Что дает право утверждать, что психология – одна из старейших академических дисциплин, но одновременно и одна из самых молодых? Как Zeitgeist влияет на развитие науки? Эта концепция основывалась на утверждении, что все естественные процессы определены на механическом уровне и могут быть объяснены на основе законов физики. Наблюдение и эксперимент, сопровождаемый точными количественными методами, стали неотъемлемыми чертами науки. Изучение гуманитарных дисциплин со­ставляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способству­ет интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления.

Стремясь к объективному познанию истории страны, надо постоянно проверять себя, изучая цепь исторических событий их целостности, причинной связи и результатах. Наш современник, видный историк и географ. При использовании этого метода познание идет от единичного к особенному, а далее к общему и всеобщему. Такая диспропорция приведет к ошибочному представлению о сущности изучаемого процесса, события или явления. Христианская историософия оставила наследство исторической науке идею всемирной истории, совершающейся под действием универсальных закономерностей, общих для всех народов, включающихся историческую жизнь. А если это так, то нельзя, как это принято, говорить о прогрессе, свойственном Западу и регрессе, свойственном Востоку. В области общественных отношений это появление “четвертого сословия” массы, господство денег. При таком подходе прогресс науке сводится к простому накоплению и росту научного знания кумуляции, вследствие чего не раскрываются внутренние закономерности происходящих процессе познания изменений. Однако, действительного прогресса, связанного с возрастанием объективной истинности научных знаний, Кун не признает, полагая, что такие знания могут быть охарактеризованы лишь как более или менее эффективные для решения соответствующих задач, а не как истинные или ложные. Действительно, понимании Куна самая удивительная особенность проблем нормальной науки.

Очевидно, что ньютоновская динамика выводится из динамики Эйнштейна при соблюдении нескольких ограничивающих условий. В ходе широкой дискуссии как у нас, так и на Западе закономерно возник и вопрос о революциях математике. Кун своей работе выступает с решительной критикой такой точки зрения кумулятивного развития научного знания. Действительно, даже естествознании, возникновение теории относительности и квантовой механики не привело к полному отказу от классической механики ГалилеяНьютона, а только точно указало границы ее применимости. Яркий пример тому возникновение канторовской теории множеств и появление парадоксов, которые привели к новому стилю мышления математике, принципах обоснования ее теорий, к новым определениям ее исходных понятий. Оно обозначает некоторую модель постановки и решения научных проблем, принятую научными сообществом после очередной научной революции.

В качестве примера можно привести птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику, дарвиновскую теорию эволюции. Сами физики признают, что если бы начале XX века победила точка зрения французского ученого. Если на рубеже XVIIIXIX веков их было около 1 тысячи, середине XIX века – около 10 тысяч, то 1900 году их насчитывалось уже 100 тысяч. Так начинается совершенно новая – аналитическая стадия развития естествознания, характеризующаяся явлением дифференциации. Благодаря этому процессу возникли такие науки, как физическая химия, химическая физика, биохимия, биофизика, экономическая география. Кант, например, утверждал, что каждом знании столько истины, сколько ней есть математики. После того, как 70е годы прочно утвердилась теория Большого взрыва, идея глобальной эволюции проникла практически во все фундаментальные науки – физику, химию, биологию, и стала для них стержневой. Когда из картины мира Бог исчез, – это относится к эпохе Нового времени, философы, испытывая трудности объяснении эволюции, выдвинули тезис о том, что материи не нужна внешняя управляющая сила. Таким образом, мы можем утверждать, что чётко проявляется тенденция коммерциализации науки. Периодически, правда, звучали тревожные нотки оценке последствий научного прогресса, но они не составляли лейтмотива.

В четвертой главе рассматривается структура научного познания, где наряду с характеристикой его эмпирического и теоретического уровней, также излагаются, согласно структуре Программы, методология науки и основания науки. Как особая дисциплина философия науки возникла сравнительно недавно, во второй половине. Предмет науки – это выбранный срез аспект рассмотрения объекта и полученные знания о нем или о той его части или стороне, которые рассматриваются данной наукой исследованием. Критерии научности – это правила, по которым оценивается соответствие несоответствие некоторых знаний обобщенным гносеологическим представлениям об установленных стандартах научного знания. Критерии научности условно можно подразделить на четыре группы соответствии с основными системами научного знания 1 референциальные от. Ильин осуществляет деление несколько иначе референциальная, логическая, рефлективная и лингвистическая системы.

На наш взгляд, выделение и характеристику отдельных систем научного знания следует начинать с референциальной репрезентативной системы, ибо знании важнейшей стороной является его содержание, а не форма выражения и оформления. Долгое время оно осуществлялось рамках гносеологии и эпистемологии. Этот подход явился альтернативным по сравнению с предшествующей эпистемологией, которая была умозрительной по своему существу, пользовалась спекулятивными методами. Продолжая дело Канта по исследованию априорных всеобщих и необходимых знаний, представители марбургской и баденской школ центр своих интересов поставили изучение природы и оснований естественных и общественных наук. В понимании природы научного знания логические позитивисты исходили из субъективноидеалистических воззрений. По мере того как выявлялась односторонность такого подхода, изменялась и проблематика философии науки. Характерная черта постпозитивистского этапа – большое разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Постпозитивизм вводит понятие теоретической нагруженности фактов, означающее, что для установления фактов всегда требуется определенная теория, что факты определенной мере зависят от теории или даже определяются. Поэтому смена теорий часто приводит и к смене фактического арсенала науки. Ряд ученых и философов высказывают идею синтеза восточного и западного типа мышления, активного использования западной наукой особенностей восточного знания.

Она постоянно выходит за рамки предметных структур наличных видов и способов практического освоения мира и открывает человечеству новые предметные миры его возможной будущей деятельности. Отсюда характерная черта научного познания – объективность, достоверность, истинность устранение из познания для реализации чистоты рассмотрения не присущих предмету исследования субъективистских моментов субъективизма, предвзятости, искажений. Причем, одних науках можно проводить точные эксперименты физика, химия, биология, других приходится ограничиваться лишь систематическими наблюдениями астрономия или дошедшими до нас историческими фактами история, археология, этнография, третьих основном приходится анализировать конкретные факты и лишь отчасти обращаться к эксперименту экономика, социология, политология. Этот признак был сформулирован еще эпоху античности, но особую значимость он приобрел после формулировки Лейбницем закона достаточного основания. Для неклассической науки характерной чертой является идея соотнесенности объекта и применяемых познавательных средств, а тем самым идея активности субъекта познания, идея относительной истинности и изменчивости знаний. Идеал научности, как уже отмечалось, может выступать не только виде набора определенных признаков знания, но и как эталон образец научности.

Основные критерии научности, составляющие стандартную модель научности, были выделены позитивистской философией науки на материале именно физического знания, которое рассматривалось как образец научности. Науки о природе основаны на объяснении явлений, науки о духе основаны на понимании событий. Интерес к социальногуманитарному знанию, убежденность его самостоятельной ценности обусловлен как успехами гуманитарных наук. История науки, по его мнению, содержит выявленное необоснованное и неистинное – балласт, не вошедший твердое ядро из науки переднего края. Само понятие происходит от греческих слов istoria расследование и grajw пишу, точном переводе описание расследования. При этом, обращение к опыту прошлого, с одной стороны предостерегает от “открытия велосипеда” и сохраняет традицию историописания, с другой помогает аккумулировать новые, зарождающиеся идеи для построения новой картины мира, ибо социокультурная традиция одновременно выполняет несколько функций сохраняет, транслирует старое знание и формирует новое.

Чтобы понять закономерности развития исторической науки, важно обратимся к комплексу факторов, как внутреннего, так и внешнего свойства по отношению к исторической науке. В настоящее время культурная практика попрежнему существует, хотя и переосмысливается по ряду позиций. ЛаппоДанилевского многочисленные ссылки произведение произведении, “кружево мысли”, бесконечное уточнение терминологического аппарата, историкометодологическая компонента даже локальном историческом исследовании, постоянная неудовлетворенность собой и данным этапом работы можно понять обратившись к особенностям личности историка. Очень часто их открытия и стремления не могут даже быть поняты современниками так далеко вперед уходит мысль отдельных лиц среди коллективной работы общества. Койре Поскольку наука духовная деятельность, то она может быть объяснена только из нее самой, тем более потому, что теоретический мир полностью автономен, отделен пропастью от реального мира. Теплов создавали свои теории постоянном споре с основными психологическими направлениями. Теоретические и экспериментальные исследования отечественной науке русле психофизиологических школ, деятельностного подхода, концепции формирования умственных действий и понятий, комплексного человекознания.

Поппера несомненно одно если ученый, поставленный перед фактом крушения своей теории например, случае “решающего эксперимента”, заставляющего отвергнуть одну из конкурирующих гипотез, тем не менее остается ее приверженцем, то он поступает нерационально и нарушает правила “научной игры”. По его мнению, такой скучной и негероической деятельности, как “нормальная наука”, не существует вообще, из “нормальной науки” Куна не может вырасти революции. Как видно из изложенного обсуждения, критики Куна основное внимание уделили его пониманию “нормальной науки” и проблемы рационального, логического объяснения перехода от старых представлений к новым. Непредвзятое рассмотрение исторических перипетий научных идей и теорий сразу же сталкивается с тем фактом, что “догматический фальсификационизм” есть такая же утопия, как формалистические мечты о “евклидовой” рациональной науке. По мнению Лакатоса смена и падение устоявшихся взглядов, то есть научные революции, должны объясняться не “психологией толпы”, как считает. Используя термин парадигма, Кун имеет ввиду некоторое обще­принятые примеры фактической практики научных исследований – примеры, которые включают закон, тео­рию, их практическое применение и необходи­мое обо­рудование, – все совокупности дают нам модели, из которых возни­кают конкретные традиции научного ис­следования. Введение понятия научного сообщества наряду с представлением о характере так называемой, нормальной науки, является самым оригинальным концепции Куна.

Научное сообщество контексте его теории выступает как логический субъект научной деятельности. Куна вызвала огромный интерес не только историков науки, но также философов, социологов, психологов, изучающих научное творчество, и многих естествоиспытателей различных стран мира. Характеризуя научноисследовательские программы, Лакатос указывает такие их особенности а соперничество универсальность – они могут быть применены, частности, и к этике и к эстетике предсказательная функция каждый шаг программы должен вести к увеличению содержания, к теоретическому сдвигу проблем основными этапами развитии программ являются прогресс и регресс, граница этих стадий — пункт насыщения. Наша попытка ответить на этот вопрос будет связана с анализом открытия как некоторой организационной схемы, как формы самосознания и оформления научного поиска, сформировавшейся определенный период и актуальной только при определенных условиях. Под открытием понимается установление факта или введение и обоснование новой онтологический картины или закона – и форма организации, которой это происходит, является для факта открытия делом внешним.

Дело том, что само представление о схемах формах организации еще слабо разработано методологии не устоявшийся язык заставляет использовать резонансную терминологию схемы – формы и, частности, пока неясно, с помощью каких представлений и средств можно ухватывать смену схем форм организации или трансформацию организации сферы, каковы вехи такой смены, чем может состоять типология схем форм организации, их качественное отличие. И чем всетаки обусловлено постоянное воспроизводство попыток так или иначе подправить или поправить признанную науку, и почему эти попытки получают столь массовое признание? Прорыв каждый раз состоит том, что предлагается определенный новый способ получить некоторое знание – разработав новое понятие или новый принцип мышления, приняв процедуру экспериментальной проверки или создав Республику Ученых, или предложив новую программу исследований. Научноисследовательская программа включает себя а конвенционально принятое жесткое ядро, которое состоит из метафизических внешних по отношению к науке предпосылок позитивную эвристику, которая определяет проблемное поле исследования, выделяет защитный пояс вспомогательных гипотез и предвидит аномалии. Заключение Из всего этого мы видим выявление логики развития науки означает уяснение закономерности научного прогресса, его движущих сил, причин и исторической обусловленности.

При этом историографа интересует не только та или иная историческая концепция на выходе, но и индивидуальноличностная ее компонента, процесс ее создания, распространения, влияния и судьбы. Милюков полагал, что история подобна другим наукам и должна найти законы явлений и отыскать этих явлениях известную правильность. Концепция исторического процесса России, отраженная Ключевским Курсе, противостояла взглядам государственной школы русских историков второй половины XIX века. Ключевским Курсе русской истории, противостояла взглядам государственной школы русских историков второй половины. Она дала возможность лучше понять проблемы микровероятностного науковедческого анализа, сделан ряд интересных выводов по функционированию советского научногеографического. Отсюда будущем у государственников последующего периода относительный оптимизм гегельянства 40х годов сменился пессимизмом и растущей неуверенностью. Главное истории цивилизации – понять отношения между обществом и государством. Согласно его формулировке, Россия есть переходная страна посредница между двумя мирами. Таким образом, на наш взгляд, курс методологии истории Ключевского можно расценивать как одну из первых смелых, новаторских попыток прояснить сущность молодой науки, четче определить её основные понятия и место кругу других наук.

Сравнивая их типы исторического мышления, ученый отмечает, что если первого занимает сам человек, его земная и особенно загробная жизнь, ибо он ищет событиях нравственный смысл и практические уроки для жизни, так как предмет его внимания историческая телеология и житейская мораль, то историкпрагматик изучает генезис и механизм людского общежития. На основании этого ученый приходит к весьма важному методологическому выводу Историческое изучение строения общества, организации людских союзов, развития и отправлений их отдельных органов – словом, изучение свойств и действия сил, созидающих и направляющих людское общежитие, составляет задачу особой отрасли исторического знания, науки об обществе, которую также можно выделить из общего исторического изучения под названием исторической социологии. Далее он утверждает социологический тезис о том, что действия людей детерминированы обществом и поэтому отличаются от действий одиночек. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма. Концепция всемирноисторического процесса, рассматривающая его как закономерную смену общественноэкономических формаций первобытнообщинного строя, рабовладельческой формации, феодализма, капитализма, социализма коммунизма, стала советской исторической науке господствующей. Некочеа много сделали для выработки научной концепции истории этих стран, изучения ведущих социальноэкономических процессов, основных проблем классовой и антиимпериалистической борьбы.

Значительное число работ проникнуто духом антикоммунизма скрытой или более откровенной форме. При этом опровержимость потенциальная рано или поздно превращается актуальную Попперу, самое интересное науке — ведь результате крушения теории возникают новые проблемы. Четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научных картин мира, или научных революций, истории развития науки вообще и естествознания частности можно выделить. Однако научные революции отличие от социальнополитических ученый мир не пугают. Именно поэтому начали возникать смежные” естественнонаучные дисциплины — физическая химия, химическая физика, биохимия, биогеохимия, химическая термодинамика. История науки и ее рациональные реконструкции Структура и развитие науки. В качестве метода разработки историкометодологической модели науки выступает совокупность различных подходов к ее анализу историконаучный, етодологический, науковедческий, психологический, социологический, логический. Основоположником свободной Герменевтики 19 веке стал Фридрих Шлейермахер, который поставил задачу вживания текст, дабы понять его смысл лучше, чем сам его автор Этот метод стал основным для всех последующих герменевтических концепций. Негт, характерна разноплановость научных интересов и поливариантность решений ставившихся исследовательских задач. Она указывает на возможные варианты решения проблемы и на тупиковые пути. Общенаучный уровень методологии есть специфический синтез частнонаучного знания и философского знания.

Частнонаучный уровень методологии есть синтез общенаучной методологии и системы знаний частных наук. К числу этих требовй относится а выявле зависсти каждого элта от его места и фий сме с учетом того, что свва целого несводимы к сумме свв его элтов анализ того, настолько поведе смы обусловлено как особентями ее отдельных элтов, так и свми ее структур исследе механизма взаимодя смы и среды изуче харра иерархичности, присущей данной системе обеспече всестороннего многоаспектного опися смы рассмотре смы как динамичной, развивающейся целостности. Forma – вид, образ – уточнение содержания познания, осуществляемое посредствам того, что с изучаемыми объектами, явлениями, процессами данной области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие силу этого выявить и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов. В современной интерпретации это способ выражения содержания совокупности знаний через опреленную форму знаки искусственного языка. Абсолютной неизбежности именно данного хода событий истории развития научной мысли, исключающие какие бы то ни было иные возможности развития, не сущет всегда имеется мнво тенденций, представлщих собой не только варианты одного и того же порядка, но подчас и противые друг другу.

Научные дисциплины, образующие своей совокупности систему наук целом весьма условно можно подразделять на три большие группы подсистемы – естественные, общественные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. На основе этой важнейшей мировоззренческой ценности и складываются непосредственные предпосылки возникновения классического естествознания. Именно германские ученые своим жестким требованием превратили историю из вольных рассказов, былей небылиц строгую науку. Суть цивилизационного подхода, том, что изучение и освещение истории основывается на представлениях об обществе как цивилизации. Это произошло впервые истории IVIII тысячелетиях до нашей эры 56 тысяч лет назад районах Египта, Месопотамии, Индии, Китая. К основным принципам научного исторического исследования относятся – принцип объективности. Вторичная критика источника подразумевает критику его показаний и выяснение достоверности. Весь труд Карамзина был связан одной основополагающей идеей, создание национального государственного могущества России. Хотя после смерти Сталина были и периоды некоторого смягчения идеологического диктата, особенно период оттепели 5060. Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений.

Жилище представляло собой полуземлянку с двух или трехскатной крышей. Верования славян свидетельствует об их громадной зависимости от условий окружающей среды. В основе социальных отношений лежала собственность феодала на основное средство производства — землю — и неполная собственность на феодальнозависимого работника. Принятие христианства на Руси православной традиции — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру. Заметный крещение оставило и области просвещения, книгоиздательского дела. В основе культуры Киевской Руси лежит славянская дохристианская культура, которая с принятием христианства подверглась влиянию Византии, Болгарии, а через них античной и ближневосточной культурным традициям. Они брали плен людей и переписали все население СевероВосточной Руси 1257–1259. Россия не только не приобрела желанного выхода к морю, но и вынуждена была уступить Ям, Копорье, Ивангород и прилегающее к ним южное побережье Финского залива. Введение Дисциплина под названием “Концепции современного естествознания изучает природные процессы, их возникновение, течение, взаимодействие и сопутствующие этому процессы. Деятельность и результаты древнегреческих ученых впервые истории человечества стали отвечать тем критериям, которые определяют науку.

Первое место заняло элементарнейшее естествознание – механика земных и небесных тел, а наряду с ней открытие и усовершенствование математических методов. Но что особенно характеризует рассматриваемый период, так этовыработка своеобразного общего мировоззрения, центром которого является представление об абсолютной неизменяемости природы. Возникло ощущение глубинного кризиса, потрясшего основания всей классической математики. Структура научного знания Основными элементами научного знания являются · твердо установленные факты · закономерности, обобщающие группы фактов · теории, представляющие собой системы закономерностей, совокупности описывающей некий фрагмент реальности · научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, которых сведены некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование. Критерии и нормы научности Возникает вопрос можно ли чётко отграничить псевдонаучные идеи от идей собственно науки. Оно начинает постепенно осознавать, что у научного подхода есть свои издержки, область действия и границы применимости.

 
 

© Copyright 2017-2018 - the-institution